Надежда Бабкина

Надежда Бабкина: Песенные традиции и культура — не развлечение

23 мая 2015

Опубликовано: Наш город
Автор: Ирина Шарова

Народная артистка России Надежда Бабкина привезла в Тюмень свой фестиваль «Песни России». Увидеть выступления отобранных ею коллективов можно будет в воскресенье, 24 мая, на стадионе «Геолог».

О своей работе, фестивале и взглядах на народную культуру, она рассказала на встрече с представителями культурной сферы Тюменской области.

О фестивале-марафоне «Песня России»

Восьмой год мы катаемся по нашей необъятной стране, исколесили много городов, деревень, районов, узнавали о практически неизвестных национальностях. В нашей многонациональной стране важно в первую очередь общаться с народом. Но как? Через культуру, искусство, разговор с людьми. Фестиваль «Песня России» создан, чтобы объединять народы России, чтобы мы чувствовали себя более сплоченными.

Наша задача — преумножать те ценности, которые когда-то были созданы. Мы живем ценностями, которые были созданы в 19–20 веках, а что сделали сами? По большому счету, ответа на это нет — ничего.

На фестивале «Песня России» выступают базовые профессиональные коллективы: ансамбль казачьей песни «Криница», ансамбль дуалистов «Ритмы гор», театр танца госфилармонии Кузбасса «Сибирский калейдоскоп» (Кемерово), ансамбль «Славяне» и другие. Также мы подбираем в регионах для участия в фестивале профессиональные и самодеятельные коллективы: народные и ненародные, семейные и детские. Все это мы объединяем в духовный пирог. Каждый участник проявляет свою изюминку, индивидуальность — мы не соревнуемся.

За время наших гастрольных туров у нас собралась такая картотека коллективов, которой нет в министерстве культуры, поэтому создать какой-то праздник, масштабное мероприятие для нас не проблема.

Фестиваль работает на формирование общественных, национальных отношений. Чтобы сделать его, нужно провести огромную работу и с административной, и творческой стороны — это вам не просто песенки петь. И тогда регионы говорят, как хорошо, что вы приехали и как это важно.

О своем театре русской песни

Я являюсь руководителем коллектива русской песни уже 40 лет. Создала его будучи совсем девчонкой. Сначала это было на потеху, но потом я осознала, что национальные песенные традиции и культура — далеко не развлечение. И я стала развиваться в этом направлении.

Строительство театра в Москве было сопряжено с трудностями, непониманием, нужен ли такой театр вообще. Я «подтянула» инвестора и не потратила ни одной бюджетной копейки. Теперь к нам приезжают разные национальные коллективы, мы работаем с Министерством культуры РФ, Министерством культуры Москвы. У нас выработан свой стиль, свое направление.

Теперь это государственный театр русской песни, в котором есть профессиональные коллективы. Я отвечаю за качество продукции.

О костюмах

Наши костюмы создаются не такими, какими я хочу их видеть — это вкусовщина. Сначала нужно залезть в книги по истории костюмов в регионах России, посмотреть, почему они делали такие обереги и пришивали такие тесемки, почему такой крой, почему русские бабы носили такие огромные сарафаны — баба на чайнике, почему в одном регионе так, а в другом — по-иному, как будто все перевернули с ног на голову. Чтобы понять причины, нужно изучить целые трактаты.

Когда Слава Зайцев делал нам коллекцию, то сказал, что никогда не делал театральному коллективу единый духовный продукт. Как он создавал ее? Сначала ездил в Павлов Посад, искал гранки ткани конца 18 — начала 19 веков, делал по ним ткань, которой нет в продаже, примерял ее на человека. Затем он смотрел издалека, чтобы был ансамбль, гармония, сила. Мы меняли местами ткань, двигались, пели весело и грустно — и каждая ткань вживалась в человека.

Коллектив русской песни подразумевает разность. Мы не привязаны к одному региону, и хотим, чтобы наше творчество гармонировало с внешним образом. Поэтому наш коллектив отличается осмысленной одеждой. Эти нюансы важны.

О выступлении перед 100 тысячами человек

9 мая мы пели сольную программу, посвященную Дню Победы, на Дворцовой площади перед сотней тысяч человек. Вы не представляете, что это такое, когда площадь скандирует. Мои друзья, приглашенные из Франции, которые там были, сказали, что они плакали от силищи, которая перла со сцены на всю площадь. Непередаваемое ощущение, когда ты стоишь, а перед тобой — Эрмитаж. «Вот это декорация», — говоришь ты сам себе.

Когда на сцене фестиваль — ощущение грандиозного представления такое же. Объединяйтесь, друзья, в разных направлениях: чтение, танец, песня. Это жизнетворная деятельность.