Надежда Бабкина

Ансамбль «Русская песня» отметил в Твери свое 40-летие

30 марта 2017

Опубликовано: Тверьлайф
Автор: Евгений Пантелеев

В Тверском академическом театре драмы ансамбль «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной отметил свое 40-летие. Гастроли известного коллектива были приурочены к празднованию Всемирного дня поэзии, а в показанном музыкально-драматическом спектакле «Россия, Слово о тебе…» приняли участие Людмила Чурсина, Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Анастасия Волочкова, Игорь Скляр и Андрей Дементьев.

Аплодисменты Слову

Напомним, что накануне, 21 марта, в Доме поэзии Андрея Дементьева состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». И в спектакле повествование построено на поэтическом слове, с помощью которого артисты ведут рассказ о России. Перед началом концерта его участников и организаторов поздравил губернатор Игорь Руденя. Глава региона пообщался с артистами, поблагодарил каждого из них за вклад в искусство, сохранение народных традиций и духовных ценностей. Отдельно Игорь Руденя отметил роль в развитии культуры страны поэта, нашего земляка Андрея Дементьева, при поддержке которого был организован праздник. Одним из его главных спонсоров стали ОАО «Волжский пекарь» и генеральный директор предприятия Лилия Корниенко.

Как всегда, поэтическо-песенный концерт собрал ожидаемый аншлаг. Многие зрители проходили в зал с томиками Дементьева, и это уже второй раз, когда они берут с собой книги с тем материалом, который планируют услышать. В первый раз это были партитуры оперы «Хованщина» на третьем фестивале имени Мусоргского, и тоже в театре. Такое внимание к авторам, конечно, дорогого стоит, особенно сейчас и особенно в контексте Дня поэзии. Любую мысль можно выразить с помощью рифмы и метра, образов и метафор. Тем более если это мысль – о России. В основе художественного высказывания о ней ансамбля «Русская песня» лежат народная поэзия и народное мировоззрение, корнями своими уходящее в глубокую древность. Отсюда в спектакле и причеть, речь о которой впереди, и песни самых разных жанров, которые не потеряли своей актуальности, певучести и незабвенной красоты.

Действие проходит на фоне декораций, в очертаниях их без труда угадывается православный храм: как в России без веры? Не случись в свое время судьбоносного для государства решения князя Владимира, история пошла бы совсем по-другому… «Светает от твоих волос, светает», – Надежда Бабкина выходит на аван­сцену и читает отрывок из поэмы Михаила Кульчицкого «Самое такое». Так в спектакле соединяется народная и авторская, интеллигентская культура, и, наблюдая за этим искусно составленным дуэтом, понимаешь, что если первая еще может существовать сама по себе, то вторая, развиваясь, все равно базируется на народной основе. Поэтому в ткань постановки вплетены «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» Чайковского, исполненный Анастасией Волочковой, и пронзительный, одухотворенный, чрезвычайно поэтический фрагмент из «Войны и мира» Льва Толстого, в котором Наташа Ростова танцует под народную мелодию. Ольга Волкова появляется на сцене под звуки балалайки и играет как бы спектакль в спектакле, вслед за Толстым удивляясь: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?..»

От Толстого – назад, к Есенину, стихи которого про Танюшу, которой «краше не было в селе», словно бы откликаются на веселую песню «Деревня, деревня, четыре двора» и чуть позже возвращаются к зрителю с сюжетом известного жестокого романса «Камыш». Отдельный эпизод – тот самый плач, о котором уже шла речь, исконный, настоящий, в исполнении Натальи Морозовой. Причеть ли это девушки, выходящей замуж и потому вынужденной расплести свою косу, или элемент совсем другого, скорбного обряда, не так уж и важно: ведь и свадебная народная поэзия рисует нам умирающего, а потом воскрешающего уже в новом качестве героя (вернее, героини). Важно другое: этот крик души русского человека потом отзовется в самых разных огласовках в произведениях профессиональных поэтов. Да и не только в стихах – в их судьбах. Есенин – один из самых ярких примеров.

Незаметно, но верно спектакль движется от начального этапа истории страны к времени, с точки зрения исторической перспективы, близкому к нам. «Гой ты, Русь моя родная» соседствует с чеховскими «Тремя сестрами». «Из сыгранного когда-то во МХАТе», – говорит Ирина Мирошниченко, беря в руки эту пьесу. Актриса много раз выходила на прославленную сцену в роли Маши из «Трех сестер». В спектакле «Россия, Слово о тебе…» она читает знаменитый монолог героини «Зачем живем? Зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать…», полный душевных страданий, боли, сомнений, тревоги. И сразу же – стихотворение 20-летней Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…». И сразу же – романс «Тоска по Родине» в исполнении Надежды Бабкиной. Напряженность сглаживает элегическое «Утро туманное». Стихотворение Тургенева имеет подзаголовок «В дороге», что тоже весьма показательно и в контексте спектакля, и в контексте русской литературы.

Потому как в пространстве России важны не только дороги. Об этом пел, в частности, Иосиф Кобзон, исполнивший «Русское поле». Комплиментом Андрею Дементьеву прозвучал «Отчий дом» на его стихи – и эту песню, конечно, все ждали. Тема дома – отдельная и очень важная. Люди в поисках лучшей доли уходили, но все равно возвращались к родному порогу. Люди оставляли дома в лихую годину, вознося молитву о том, чтобы вернуться к своему остывшему, но все еще тлеющему очагу – символу жизни. Об этом говорила со сцены Людмила Чурсина. Об этом было стихотворение Вероники Тушновой, которую актриса превратила в обращение к Создателю. И есть надежда: несмотря на великую войну и связанные с ней потрясения, жизнь обязательно продолжится. Уходят мальчики, седеют матери, но люди продолжают «плести» обереги и верить в новое возрождение, которое неизбежно и неминуемо наступает.

История. Музыкальный коллектив «Русская песня» был создан в институте имени Гнесиных его выпускницей Надеждой Бабкиной. В 1978 году стал самостоятельной творческой единицей Москонцерта. В первые годы состоял из девушек, позднее женский состав был расширен певцами. В 1980-х «Русская песня» перерастает рамки ансамбля, постепенно превращаясь в музыкальный театр. На первый план выходит проблема драматургии песни, превращение концертов в театрализованные действа, спектакли-обряды.