Надежда Бабкина

Владимир Капаев: «Объединяться через культуру»

11 июня 2015

По городам Сибири и Урала проехал фестиваль-марафон «Песни России». В нем приняли участие десятки профессиональных и любительских коллективов. Один из них — это ансамбль «Криница». Его руководитель Владимир Капаев ответил на вопросы корреспондента сайта «Песни России».

Владимир, расскажите о своем коллективе.

Наш казачий коллектив «Криница» из города Краснодар, с Кубани. У нас уже большая история, нам больше 20 лет. В 1994 году мы поехали на конкурс «Голоса России» в Смоленск, там стали лауреатами, взяли Гран При. Победа в этом конкурсе открыла нам дорогу. Руководство Краснодарского Края выделило материальные средства для нашей артистической деятельности и сделало коллектив профессиональным при Государственном Академическом Кубанском казачьем хоре.  Кубань это сплав разных культур: и русской и украинской и кавказской. Русская – это переселённые донские казаки. Украинская – это потомки бывшей Запорожское Сечи. На Кубани рядом Кавказ и колорит черкесских племен. Все вместе это дает удивительный музыкальный конгломерат.

А как Вы попали на фестиваль?

О, это очень длинная история. Я учился вместе с Бабкиной. И в 1996 году был юбилей – 30 лет нашей кафедре народного хорового дирижирования.  Мне очень хотелось, чтобы «Криница» выступила на юбилее, мы приехали и успешно выступили. Конечно, там была и Надежда. Ей очень понравилось наше выступление, и она пригласила «Криницу» участвовать вместе с «Русской песней» в совместных проектах. И уже на следующий год, в 1997 году мы вместе участвовали в фестивале «Казачий круг». Так уже 18 лет мы работаем вместе и не останавливаемся до сих пор. Сначала был «Казачий круг», потом, вот уже 8 лет, выступаем на фестивале-марафоне «Песни России».

Участвовали почти во всех фестивалях. У нас очень высокая загруженность: и концерты, и спектакли мы играем. Сейчас, например, играем в Онегине, Свадьбе с приданым, Бабьем бунте, Ночи перед Рождеством, различные детские спектакли.

Я так понимаю, что Ваш коллектив дольше всех сотрудничает с «Русской песней». И, главное, что именно у «Криницы» больше всех общих номеров с ансамблем Бабкиной. Расскажите, как построена Ваша совместная работа?

Нам очень нравится работать с Бабкиной. Это всегда очень интересно, мы все время обмениваемся музыкальным материалом. И у неё очень много берем, и ей материал я даю с удовольствием, и мои ребята у нею поют. У нас взаимопроникновение.

Выступая на сцене вместе с Бабкиной, мы должны соответствовать её очень высоким стандартам. Она сама «вваливает» с таким запалом, себя не жалея и не щадя,  что попробуй выйти после неё «сачка давить»?!. Бабкина единственная среди народников кто находится на Олимпе, кроме нее нет никого.

С кем Вы еще сотрудничаете кроме «Русской Песни»?

Наш партнер – Кубанский казачий хор. Вообще наш коллектив – фабрика кадров. У меня 25 человек поют в Кубанском хоре. Там зарплата побольше, и мои артисты со временем переходят туда. Но всему они научаются здесь, в «Кринице». Да, конечно я переживаю, когда они уходят. Но мы тесно сотрудничаем с Кубанским хором, я и сам периодически там работаю. Но в уходе наших артистов есть и плюсы. Мы не стоим на месте, все время приходит свежая молодая кровь. Это всегда свежие силы, молодые идеи, здоровье, отсутствие «жирка».  Я бы не хотел, чтобы мой коллектив был старым,  очень хочу, чтобы здесь были молодые люди. И когда ребята становятся постарше, они своевременно переходят в Кубанский хор. Там зрелый коллектив, зрелые люди, взрослые голоса, а у нас молодежь, юность, задор!

Что Вы видите самое важное и интересное в фестивале-марафоне?

Мы всё время в движении. Мы видим Россию, видим коллективы, которые с нами работают. Я имею ввиду и профессиональные и любительские коллективы. Во время фестиваля-марафона мы многому учимся и это нас,  заряжает. Фестиваль дает пищу для творчества и объединяет нас всех.

Мы много из этих поездок берем для себя. В российской глубинке есть очень много неизвестных талантливых исполнителей. Вот сейчас поговорил с тремя девушками и думаю, как бы их пригласить к себе на Кубань, — очень талантливые. Россия богата талантами, но не всем удается пробиться к зрителю.

Какие Вы видите перспективы у фестиваля?

Вот я себе задаю вопрос. У нас много великих мастеров в нашей культуре, но никто не подхватил миссию развития национального искусства и развития национальных культур на уровне страны. В Советском Союзе была национальная политика, КПСС серьёзно занималась дружбой народов. Сейчас такого, к сожалению, нет. И Бабкина единственная, кто занимается не только своим коллективом, не просто исполняет песни, а объединяет разные коллективы, и государственные и самодеятельные, но, главное, объединяет культуры разных народов России. Она единственная, кто взял на себя миссию – двигать традиционную русскую культуру.

Недавно мы отпраздновали 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, и фестиваль посвящен это дате. Как это проявляется в программе фестиваля?

Во время концертов фестиваля-марафона я всегда с восторгом слушаю слова Надежды и об объединении народов и сейчас про 70 лет Победы. Эти слова мы подкрепляем своими песнями, многие из которых созданы были буквально на передовой, на фронтах ВОВ.

К исполнению военных песен нужно относиться очень ответственно, и нам всем участникам фестиваля, я думаю, это удается. Все сделано музыкально грамотно, строго, но с долей современности. Наше время ритма, наше время энергичное и Бабкиной и нам вместе с ней удается найти эту грань между традициями и современностью.

Также и с фольклором. Вот записал ты в экспедиции песню от стариков, но молодой человек не повторит эту песню, так как спели пожилые люди. Не сложно взять фольклорную расшифровку и спеть её, но это не станет художественным  музыкальным произведением. Надо многое додумать, досочинить, развить, с тем, чтобы вынести на сцену художественное произведение.

Как Вы думаете, чего не хватает фестивалю?

Порой власти на местах не придают этому внимания в той мере, в какой фестиваль этого заслуживает. В Кремле руководство серьёзно работает над идеей объединения народов нашей страны, но не всегда эти усилия  доходят до мест. Усилий одного Владимира Владимировича, конечно, не может хватить на всю страну. Нужно чтобы работа шла по всей России. Эта работа по сохранению и развитию творчества народов России должна вестись по всей стране, объединять наши народы. Мы живем в Краснодаре, где живет очень много представителей разных народов и именно через культуру мы объединяемся.